В «Яндексе» постоянно появляются новые проекты и эксперименты, в чём-то похожие на стартапы. Три года назад я придумал концепцию сервиса-агрегатора домашних услуг, защитил её перед коллегами, собрал команду и довольно быстро мы запустили бета-версию — так начался «Яндекс.Мастер».
Мы делали ставку на качество услуг, действительно тщательно отбирали и контролировали партнёров и горой стояли за пользователя в спорных ситуациях, однако за год с момента запуска сервис так и не стал массовым. Думаю, главной причиной стало само устройство рынка бытовых услуг: львиная доля заказов делается напрямую, а не через фирмы, так как люди привыкли обращаться к уже знакомым и рекомендованным мастерам.
Как сказал мастер, который недавно приезжал по моему заказу через «Яндекс.Мастер» на поклейку обоев: «Фирмы открываются и закрываются, а мастера остаются».
«Мастер» мог бы стать успешным массовым сервисом, но нескоро, лет через пять — они бы потребовались, чтобы накопить лояльную пользовательскую базу с учётом редкой потребности в сервисе и убедить пользователей, что благодаря службе контроля качества и стандартам качества заказывать услуги через нас надёжнее, чем напрямую.
Но это тот случай, когда цель не оправдывает средства — слишком далёкие перспективы. Для кого-то большим успехом может быть несколько сотен заказов в день, для успешности сервиса в «Яндексе» их количество должно измеряться десятками тысяч.
Другой мой проект, который я когда-то начинал — «Яндекс.Такси» — вырос, окреп и смог изменить рынок к лучшему, что меня очень радует.
Пять лет в «Яндексе» стали для меня вторым высшим образованием, причем, на мой взгляд, более полезным, чем первое. В отличие от того, чем я теперь занимаюсь, да и большинства других мест работы, «Яндекс» даёт своим сотрудникам уникальные условия «под ключ»: мне, как проектному менеджеру, не нужно было самому заниматься организацией рабочего пространства, наймом команды, бухгалтерией, юридической поддержкой, продвижением, пиаром, саппортом и так далее — всё это мне давала компания, и это позволяло сфокусироваться именно на создании, развитии продукта.
Огромную роль в моем личностном и профессиональном росте сыграли люди, с которыми я работал: разработчики, которые знают, как всё должно работать, и, просто смотря на которых, сам понимаешь, как нужно строить инфраструктуру и логику интернет-сервисов; руководители, за час встречи с которыми понимаешь больше, чем мог быть понять сам за целый месяц; и все остальные коллеги, которые хорошо знают своё дело и дают тебе возможность вместе создавать что-то большое и ценное.
Сейчас я чувствую, что готов двигаться дальше и развивать новый продукт, уже самостоятельно и за пределами «Яндекса». Мой новый проект Moscowfresh.ru — сервис экспресс-доставки свежих продуктов.
Так же, как было с «Такси» и «Мастером», это сервис, которого мне самому и многим другим очень не хватает: до появления «Такси» в Москве приходилось пользоваться услугам «бомбил» или по несколько часов дожидаться приезда цивилизованного такси, до появления «Мастера» было совершенно непонятно, к кому обращаться за честной помощью по дому, и вот теперь неочевидно, как в Москве питаться свежими и полезными продуктами.
В магазинах продаются по большей части продукты для долгого хранения, а для похода на рынок требуется очень много времени и сил: нужно приехать, обойти все отделы, поторговаться с продавцами.
Идея сделать сервис по доставке свежих продуктов у меня появилась где-то два года назад. Помню, мы даже тогда провели в «Яндексе» несколько встреч по обсуждению проекта: как внутренних, так и внешних. Но тогда идея заглохла, так как проект не рассчитан на массовую аудиторию.
По-настоящему свежие и натуральные продукты стоят дороже тех, что мы привыкли видеть на полках магазинов. К тому же и полная автоматизация процессов для такого сервиса невозможна. Такой сервис не мог бы быть в «Яндексе». Но я думал о нём каждый раз, когда приходил в магазин, где что-то свежее, вкусное и полезное либо было просто не найти, либо стоило астрономических денег, или шел на рынок, откуда наряду со всем свежим и натуральным столько раз я по невнимательности приносил домой лежалый продукт, который мне продали к тому же по завышенной цене.
И вот этим летом, когда стало понятно, что «Мастер» быстро не взлетит, я приступил к реализации независимого от «Яндекса» проекта, и чем больше я погружался в его разработку, тем больше я верил в то, что всё получится. Я постарался сделать очень хороший продукт для себя и своих близких, в «Яндексе» мы обычно формулируем задачу именно в такой постановке.
В Moscowfresh.ru представлен полный ассортимент наиболее качественных продуктов центральных рынков Москвы, от фермерских молочных продуктов и домашнего мяса до привезенных самолетом фруктов и охлажденной рыбы. По каждому заказу мы сами отбираем самые свежие продукты у проверенных продавцов, аккуратно их упаковываем и доставляем в удобное время вплоть до срочной доставки за 90 минут. Надеюсь, такой продукт москвичам придётся по вкусу.
Mimi
23.11.15 11:39
Темнит он про Мастера. Слишком многим Мастер обломал всю малину. Мне кажется причина закрытия именно в этом. Ну и ура товарищи!